Ремонт и эксплуатация насосных станций.
Водопровод., Дом., Насосы.Насосная станция это уже не просто насос с электродвигателем, это комплекс оборудования, предназначенный для подачи воды из скважины, колодца и т.п. и поддержания в системе водоснабжения заданного давления.
Насосная станция включает в себя:
- Насос.
- Гидроаккумулятор.
- Реле давления.
- Манометр.
- Коллектор, на котором монтируется манометр и реле давления.
- Перепускная труба между насосом и гидроаккумулятором.
Выход из строя любого из элементов комплекса грозит поломкой всей станции в целом.
Рассмотрим каждый из этих элементов.
Насос.
О наиболее часто встречающихся поломках насосов я уже писал, так же как и о способах их ремонта и профилактики. Кому интересно смотрите здесь.
Гидроаккумулятор.
По устройству, обыкновенный железный бочонок с резиновой мембраной внутри, с площадкой для крепления насоса и лапами для крепления его самого. С одной стороны есть резьбовой выход для подачи воды, с другой – стандартный резьбовой штуцер с золотником для накачивания воздуха, обычно прикрытый резиновой или пластиковой крышкой. Ну что с ним может произойти?
Чаще всего, со временем, стравливается воздух из воздушной половины ГА. В результате ГА становится просто железным бочонком, ничего не аккумулируя. Насос включается быстрее (выключается он тоже быстро) и чаще. Как-то я наблюдал, как насос включился и выключился 8 раз за одну минуту при полностью открытом кране на смесителе. Производители допускают не более 2-х раз за минуту. Лечится эта болезнь легко и быстро. Любым насосом (автомобильным) поднимаем давление в воздушной половине до половины максимального давления воды. Изначально там было — 1.5 бар, но и по воде изначально ставиться 2.8-3.0 бар. Поэтому лучше половина или, если вы ничего не трогали на реле давления, 1.5 бар.
К сожалению, любые другие происшествия с ГА – фатальны для него. Например, разрыв мембраны (практически невозможно, но один раз видел) или замораживание (это чаще, обычно у дачников). Я думаю, излишне напоминать, что давление воздуха в ГА следует проверять и, если понадобиться, поднимать при выключенном насосе и нулевом давлении на напоре.
Реле давления.
Обычно, черная коробочка с двумя проводами, как правило, прикрученная одним концом к напорному коллектору. На внешней стороне имеется пластиковый винт, отвернув который, можно снять крышку и заглянуть внутрь. Внутри две пружины: побольше и поменьше, а также контактная группа для подключения проводов. Большая пружина отвечает за давление отключения, маленькая за разницу между включением и отключением. Соответственно, стягивая гайкой большую пружину, мы поднимаем давление отключения, т.е. давление в системе, отпуская пружину – мы его снижаем.
Важно помнить, что маленькая пружина не регулирует предел включения насоса, а отвечает именно за разницу между давлениями. Например, настройки по-умолчанию: включение – 1.5 бар, выключение – 2.8 бар. Если вы подняли давление выключения до 3.5 бар, то насос теперь будет включаться при 2.2 бар без всякой дополнительной регулировки. Чтобы уменьшить эту разницу, маленькую пружину нужно стягивать; чтобы увеличить – отпускать.
Устройство, довольно таки, простое и надежное. Но (опять это «но») после некоторого периода эксплуатации, пределы включения и выключения начинают «плавать». Чаще всего замечают, что насос или вообще не выключается, или выключается после продолжительной работы (несколько минут). Виновато в этом именно реле давления, если конечно, вы не завысили давление отключения при регулировке так, что насос просто не справляется. Обычно, просто понижают немного порог отключения (на 0.1-0.2 бар) и все. Иногда приходится менять целиком реле давления (благо стоит оно не так дорого) из-за подгоревших контактов контактной группы или из-за невозможности нормально отрегулировать порог отключения (либо много, либо мало, а среднее не поймать). Не могу не сказать о злополучной крышке реле давления (сам не раз попадался). Она имеет свойство при её закрытии и обжатии, менять порог отключения (обычно в большую сторону) за счет смещения штифта, на котором расположена большая пружина, и за который же эта крышка и крепится. Давление при этом приходится ловить, практически, наугад. Но лучше уж так, чем менять все реле.
Манометр.
Пожалуй, самое безобидное устройство на насосной станции, без которого, в принципе, можно и обойтись. Видел манометры с разбитым стеклом, без стрелки, раздавленные (показывают больше, чем есть), и всегда уговаривал оставить все как есть. На работу станции отсутствие манометра не влияет, а вот заменить его: это та еще морока, на закисшем-то коллекторе! Хотите проверить?
Коллектор.
«Ну и что в нем особенного?»- спросите вы, и будете абсолютно правы. Ничего, коллектор и коллектор. Вот только после многолетней работы станции в неблагоприятных условиях все резьбовые соединения закисают намертво. Вот где у вас стоит насосная станция? В лучшем случае на кухне, а обычно, в ванной, в коридоре (в сенях), в подвале, в навершие колодца, в самом колодце, в бане, в котельной и т.д. И даже после обработки «жидким ключом» не всегда удается быстро и безболезненно снять манометр или реле давления, учитывая малый размер резьбы. Поэтому я всего лишь призываю, будьте осторожны, по возможности, не снимайте и не заменяйте их. Ну, а если что… придется искать в магазине «коллектор для насосной станции».
О перепускной трубе ничего писать не буду. Труба и труба. Обычно, это гибкая подводка большего или меньшего диаметра. Если станция – рассредоточенная (например, на базе глубинного насоса), то это просто труба между насосом и гидроаккумулятором. Опять же обычно, рвутся соединения, а не трубы. Но если есть вопросы, спрашивайте, отвечу с удовольствием.
А теперь, специально для дачников.
Подготовка насосной станции к зиме.
- Снять электропитание со станции (выдернуть вилку из розетки, выключить предохранительный автомат).
- Сбросить давление в системе: открыть, если есть, дренаж, если дренажа нет, открыть ближайший к станции кран.
- Отсоединить всасывающий шланг. Внимание! Из насоса польются остатки воды из системы! Будьте внимательны и осторожны.
- Отсоединить напорный шланг или трубу.
- Проверить давление воздуха в гидроаккумуляторе. Если нечем, спокойно пропускаем этот пункт.
- Если давление воздуха в ГА больше или равно 1.5 бар, то следующий пункт пропускаем.
- Если давление воздуха в ГА меньше 1.5 бар или проверить не удалось (п.5), накачиваем любым подходящим насосом указанное выше давление или пока не прекратится течь воды из всасывающего патрубка насосной станции.
- Если подходящего насоса не нашлось, срочно бежим в магазин за бутылкой для соседа, у которого такой насос может быть, и обязательно выполняем пункт 7. Гидроаккумулятор стоит гораздо больше бутылки для соседа.
- Сливаем остатки воды из насоса, всячески его переворачивая.
- Сливаем остатки воды из всех шлангов и труб.
- Прячем насосную станцию и шланги-трубы в укромное место до весны.
Подготовка насосной станции к пуску после зимы.
- Достаем из укромного места насосную станцию и необходимые нам шланги и трубы.
- Проверяем давление воздуха в гидроаккумуляторе, надеюсь, теперь есть чем.
- Доводим давление воздуха до необходимого. (Вы уже купили насос? Ну, хоть велосипедный?)
- Устанавливаем насосную станцию на её коронное место.
- Подсоединяем всасывающий шланг, предварительно проверив работу обратного клапана на его хвосте.
- Через напорный патрубок заливаем воду в насос до верха (пока не потечет).
- Подсоединяем напорный шланг или трубу.
- Подключаем электропитание к станции: включаем предохранительный автомат.
- Еще раз проверяем надежность и правильность подключения всех соединений.
- Включаем вилку в розетку, убеждаемся в работоспособности насосной станции.
Вот теперь, кажется, все о насосных станциях. Но Вы спрашивайте, я ведь мог что-то упустить или забыть.
Добрый вечер.Помогите советом.У меня станция BELAMOS.Последние 2 суток начала часто включаться.Стоит в подполе.Под насосом я обнаружила воду.Немного.Насчёт всяких давлений не полезла никуда.Станция ещё на гарантии.И отключать от сети боюсь- вдруг не включится.Что делать с ней пока не знаю.Насколько это всё серьёзно.А она всю ночь включалась каждые полтора часа.Спасибо.
Тамара, если Ваша станция включалась ночью, когда водой никто не пользовался, это значит, что у Вас где-то есть дырочка на входе-выходе из насоса или где-то дальше по трубе. Её обязательно нужно найти и устранить, может быть нужно подтянуть соединения. Собственно, страшного ничего в этом нет, просто будет мокро и станция будет чаще включаться и выключаться. Страшнее будет, если дырочка начнет расти (такое бывает), и в конце-концов насос, выкачав всю воду, сорвется на холостой ход и может быстро испортиться. Поэтому лучше исправить это по-быстрее.
У меня разводка вся на виду.Везде сухо.Мокро только под мотором,где вал.Эта протечка может быть причиной?На эту ночь отключала станцию.Утром включила- сразу начала качать.
Да, Тамара, это может быть причиной. Скорее всего, у Вас потек сальник вала на насосе. Я бы на Вашем месте отнес станцию в гарантийную мастерскую. Этот дефект насоса могут устранить по гарантии.
Насосная станция General с недавних пор стала качать рывками. Меняли давление, заглядывали в колодец — вроде в порядке все, и станция тоже. Раньше было, когда открываешь кран, станция не сразу включалась и вода некоторое время шла из гидробака под давлением. Теперь кран открываешь и станция включается сразу и работает рывками (быстро то отключается, то включается). В чем причина?
Татьяна, проверьте давление воздуха в гидроаккумууляторе. Должно быть 1,5 бара. У Вас либо намного меньше, либо отсутствует совсем.
Добрый вечер. Проблема у меня такая: на гидроаккумуляторе отломился золотник, можно ли заменить его или целиком ГА придется менять?
И еще вопрос: можно ли заменить в датчике давления прокладку на простую резину вырезанную из камеры
Игорь, честно, не помню как крепится воздушный штуцер в ГА, но, в любом случае, ГА придется полностью разбирать, вынимая из него «грушу». Заменить прокладку в реле давления на самодельную можно и даже нужно, если другого выхода нет.
Здравствуйте.У меня такой вопрос:купил станцию,подключил по инструкции,вода в скважине 4м,обратный клапан в низу на всасывающей магистрали,перед входом в насос поставил фильтр грубой очистки.Станция работает нормально,за час выдаёт 1,8м куб.Вопрос:откуда в фильтре при работе станции появляются пузырьки воздуха,вода в доме тоже с пузырьками,как от них избавиться? Заранее спасибо.
Михаил, если фильтр картриджный, то пузырьки воздуха в нем — это остатки воздуха, оставшиеся на волокнах фильтрующего элемента, это нормально и вскоре весь воздух выйдет. Кроме того воздух из нового ГА тоже долго выходит (до двух недель). А воздушные пузырьки после смесителя могут образовываться из-за специального устройства, предназначенного специально для этого, аэратора, который ставится на все современные смесители. Его можно просто выкрутить, если он Вам не нужен.
Большое спасибо,Senovad, за ответ на мой вопрос
Благодарю за ответ! Только вот этот обратный клапан не будет снижать давление на входе в мою систему? Давление в трубах у нас итак не бывает очень большим
Нет, Галина, не будет. В снижении давления в Ваших трубах можно винить водоканал, плохие трубы и Вашего соседа, но не обратный клапан.
Здравствуйте! Очень нужна Ваша помощь! Станция Metabo установлена в доме и работает от колодца. Первый год отработала просто отлично. Не было никаких скачков давления! Единственное, что за год пришлось сделать, так это поменять фильтры! И вот в один прекрасный день я открыл кран, из него вытекла вода, находящаяся в системе, и все! Мотор отлично работает, но вода не идёт вообще, работает вхолостую, давление на нуле и вообще не создаётся! Три раза всю систему проверял сантехник. Проверили все соединения от самого колодца, всё в порядке, и клапана, и крыльчатка, и обратный клапан и всё остальное! Интересно, что даже не было каких-либо предварительных намеков на то, что насос вдруг сломается! Что могло за одну ночь произойти такого, что вечером было всё отлично, а утром давление на 0! Ещё был такой момент, мы когда перепроверяли все соединения, разбирали и перед сборкой соединений систему заполняли как и положено водой. И насос как минимум должен был хотя бы выплюнуть эту залитую воду, но он воду вообще не поднимает! Что делать?
Алексей, создается впечатление, что у Вас все исправно, но насос не работает. Давайте еще раз по пунктам проверки. 1. Отсоединяем всас от насоса, заливаем воду в трубу и смотрим, не уходит ли? Этим мы проверяем всасывающую трубу и обратный клапан. 2. В то же время полностью отсоединяем насосную станцию (и от напора тоже), собираем временную схему и проверяем работу насоса в «идеальных» условиях, «из ведра в ведро». Тем самым мы устанавливаем участок системы, где у нас не порядок. Со всасом, мне кажется, Вы легко разберетесь, хотя есть небольшая вероятность, что причина в засорении всасывающей трубы или обратного клапана. Тогда вода уходить не будет, но и работать тоже ничего не будет. Если не качает насос, то придется его смотреть (или поменять, так проще, но дороже). Вы пишите, что крыльчатка в порядке, а как Вы это проверяли? Разбирали насос? Очень похоже, что забит, засорен или как-то сломан внутренний эжектор. Разбирать его не обязательно (потом Вы вряд ли его соберете), нужно просто проверить его проходимость водой, промыть, если надо. Попробуйте проверить еще раз.
Здрвствуйте!Подскажите,пожалуйста.Что делать,если двигатель работает,но не втягивает воду из скважины по трубе.Как вы думаете в чем причина? В скважине есть вода.
Демис, посмотрите предыдущий комментарий, там очень похожая проблема.
Добрый день. У меня насосная станция работает без остановки, но давление в системе не набирает больше 1,8 атм. хотя в гидроаккумуляторе давление согласно норм 2 атм. В реле давления настройки выключения менялись, но эффекта никакого не было, все также максимальное давление набирает 1,8 атм и не отключается. При отключении НС от сети при открытом кране вода тут же перестает течь, а бежит лишь тогда, когда работает двигатель, напор при этом не сильный, т.к. в самой станции давление более 2 атм не набирается. При этом первая вода идет темного цвета с выраженным запахом резины. Обратный клапан держит воду хорошо, это проверено. В чем может быть причина?
Егор, в первую очередь нужно выяснить, почему насос не поднимает давление. Это может быть из-за того, что насос выработал свой ресурс: механический износ крыльчатки или внутренней поверхности корпуса, последствия сухого хода, падение мощности электродвигателя, износ сальника и т.д. Или из-за дополнительного сопротивления всасывающей трубы: загрязнение трубы или фитингов, заклинивание обратного клапана. Для этого желательно проверить насосную станцию отдельно от Вашего всаса или поставить в Вашу систему на пробу другой насос. Меня смутили Ваши слова о «первой воде». Это явный признак забитого грязью всаса. Но проверить желательно все.
Грязная вода нашла в колодец, можно в этот период пользоваться насосной станцией?
Можно, Юлия, только осторожно. Желательно поставить на всасывающую трубу фильтр грубой очистки, хотя бы элементарный. Ну, и пить такую воду нельзя. А за станцию не переживайте, если есть на конце трубы сеточка, а перед насосом грубый фильтр, значит со станцией ничего не случится.
Спасибо!!!!
А бойлером?
Можно, Юлия. Желательно, конечно, поставить для верности на напорной линии фильтр тонкой очистки с пористостью не больше 5 мкм, чтобы на ТЭНе и стенках бака бойлера оседало как можно меньше взвеси, и периодически менять фильтрующий элемент (картридж). Это продлит срок службы бойлера, да и другого сантехнического оборудования.
Добрый день, подскажите, как снять крыльчатку с насоса Aqvario ADB-60, крыльчатка подвижна на валу(имеет небольшой ход вправо-влево, вперед-назад, шпонка тоже(немного утапливается в вал), весь мозг уже сломал себе, а победить не получается
Юрий, совершенно случайно в моей «коллекции» убитых насосов обнаружился Акварио АДБ-60, и я попробовал сделать то же, на что жалуетесь Вы, т.е. снять крыльчатку. Собственно, я потратил примерно полчаса на эту операцию. При этом я использовал строительный фен и крепкую отвертку. Периодически нагревая феном крыльчатку, я, используя отвертку, как рычаг, аккуратно сдвигал крыльчатку наружу. Дело пошло быстрее, когда крыльчатка сдвинулась, пройдя развальцованный бортик на валу и самой крыльчатке. Так что все реально. А у Вас уже есть крыльчатка на замену? У нас в поселке таких деталей я не нашел.
Здравствуйте! Дело такое: насосная станция SPRUT AUQB 60, насос работает постоянно при открывания крана, вода качает с хорошим напором, но если закрыть наполовину, насос начинает работать рывками! На манометре при открытом на полную кране показывает давление 1,5 атм. Говорят, что надо реле давления настроить либо порвалась мембрана. Подскажите пожалуйста, что это может быть, как Вы считаете?
Стас, реле давления, скорее всего не причем, виноват гидроаккумулятор (гидробак). Нужно проверить давление воздуха в нем, должно быть не менее 1,5 бар. Проверять нужно при нулевом давлении воды в системе. Не исключен и разрыв в нем мембраны, но это крайний случай. Чаще всего, нужно просто подкачать воздух автомобильным насосом до 1,5 бар, и все налаживается.