Центробежные насосы..
Насосы.Самый распространенный тип насосов это центробежные насосы. Напор жидкости создается за счет вращения одного или нескольких рабочих колес в корпусе насоса. Центробежная сила отбрасывает жидкость к внешней границе колеса, повышая тем самым давление у стенок корпуса насоса, и создавая разрежение ближе к центру колеса.
Надежные, неприхотливые. Изменением формы и размеров рабочего колеса и корпуса можно добиться различных характеристик по напору и производительности насоса, а также по свойствам перекачиваемой жидкости.
Увы, ничто не вечно, они тоже ломаются. Рассмотрим наиболее типичные из поломок и их причины.
- Строго говоря, центробежные насосы не боятся ни сухого, ни холостого хода, но, тем не менее, следует избегать этих вещей и вот почему. При сухом и холостом ходе насоса в корпусе, благодаря кавитации, образуются две среды: воздух и жидкость, которые разнятся по своей плотности. Получается неравномерная нагрузка по площади рабочего колеса, что вызывает неравномерную нагрузку на подшипники вала насоса. И вот тут все зависит от прочности и надежности подшипников: выдержат они эту вибрацию — вам повезло, нет – значит, в скором времени вы услышите посторонние шумы при работе насоса. А учитывая то, что на маленьких насосах подшипник, как правило, один (т. н. консольная схема), вероятность поломки очень велика.
- Для создания максимального давления на напоре насоса необходимо чтобы зазор между рабочим колесом и корпусом был минимален. Но в жидкостях всегда присутствуют какие-то включения: песок, ржавчина, глина, имеющие абразивные свойства. Со временем стачивается внутренняя поверхность корпуса, внешняя поверхность лопаток на рабочем колесе, зазор увеличивается – напор падает. Вывод: чтобы замедлить процесс износа рабочих поверхностей насоса всегда ставьте на всасе хотя бы грубый фильтр (или сеточку для колодца, скважины). Конечно, для дренажных насосов это правило не действует, но там и материал, из которого их делают, другой, и форма рабочего колеса соответствующая, к тому же производитель пишет: « может перекачивать мягкие фракции до 35мм». Нигде и никогда я не слышал о насосах перекачивающих камни и щебенку.
Собственно, другие поломки: течь сальников, заклинивание рабочего колеса, подсос воздуха имеют в основе те же причины, рассмотренные выше. Так что соблюдение этих не сложных правил гарантирует долгую и плодотворную работу вашего насоса, при условии, что и производитель не допустил каких-то скрытых дефектов при изготовлении своего изделия.
Здравствуйте!Теперь подробно. Дело в том, что когда Вы мне написали что нужно проверить обратный клапан, я так и сделал, после чего я долго заливал воду через горловину насоса, включал насос на 2,3 секунды, вода уходила, и так пока не вышел весь воздух. Затем станция заработала в прежнем режиме,на 1,4 поставил включение и 2,8 2,9 выключение(в этой связи сделал вывод, что причиной всему являлся подсос воздуха),проработала дней 10, без единой запинки, но вот опять стала подвисать на 1,5 оборотах, опять выключил с розетки, включил, сразу же опять набрала свои 2,8 2,9, а бывает и не зависает(т.е. работает как и должна),и из крана (но только как правило на кухне,это последняя точка)идет вода, потом резко воздух, и затем снова вода, но так было иногда и ранее, когда со станцией проблем не было.По поводу сальника хорошо бы это был он,просто боязно, что не найду такой сальник.Кстати мастеров в нашем районе в данной области совсем нет, и посоветоваться не с кем, поэтому на Вас одна надежда!Спасибо! P.S. Я просто устранил временно «балячку»,но никак не причину той «балячки».
Здравствуйте, Арсен. Рад помочь Вам. Но Вы бы писали подробности вместе с вопросом, а то получается, что Вы проверяете мои знания, а мне приходится угадывать — что же у Вас произошло.
Теперь про воздух. Опять же не понятно, где у Вас стоит обратный клапан. Частой причиной подсосов воздуха бывает размещение обратного клапана недалеко от насоса, а не на конце всасывающего трубопровода. В идеале, на всасывающей линии должно быть всего два соединения: 1. Соединение трубы или шланга с насосом. 2. Соединение трубы или шланга с обратным клапаном. Если обратный клапан ставят поближе к насосу ради обслуживания или легкой замены, то это уже минимум три соединения (если только ОК не стоит на самом насосе, но там есть другие заморочки). Частой же ошибкой бывает деление всасывающей линии на участки, соединенные между собой уголками или соединителями. Это дополнительные соединения, соотв-но дополнительные потенциальные места подсосов, я уже не говорю о дополнительном местном сопротивлении. Деление на участки допустимо только на напорной линии насосов, соотв-но в этом случае нужно ставить погружной скважинный насос.
Надеюсь, Вы найдете «болячку» Вашей системы. Спрашивайте, всегда рад.
Здравствуйте!Да все верно,так и есть на всасе насоса труба с вентилем и в приямке соединение,чтобы открутить и вытащить трубу из скважины,а обратный клапан установлен на конце трубы в скважине,и это вроде все, просто дело в том что 1,5 года проработала без проблем,а тут раз и такое,самое интересное,что так называемые «мастера» советовали всякую чушь,даже не понимая суть и причину(подсос воздуха).Спасибо Вам за помощь,дай Вам Бог здоровья и Вашим близким.P.S.Все равно я надеюсь с помощью таких грамотных спецов как Вы,я решу данную проблемку.Спасибо!
Приветствую! Прошлой осенью припозднился с зимней консервацией насосной станции — ранние заморозки вывели насос из строя. Купил отдельно насос подходящий по параметрам, установил всю навеску — работает. Но в процессе работы насос издаёт звук высокого тона, немного схожий по звуку с работой пневматической дрели… На холостом ходе (без воды) посторонних звуков нет, при заполнении магистрали водой и повышении давления — высокий тон появляется и нарастает, прекращается только с отключением насоса по давлению. Насосная станция используется исключительно для повышения давления в водопроводе, вода в неё подаётся самотёком из расположенной выше ёмкости 500 л. Гидродинамический шум или дефект насоса? Буду признателен за любую помощь в решении проблемы.
Здравствуйте, Константин. Очень похоже, что Вы приобрели вихревой насос. Именно он издает такие звуки в точном соответствии с Вашим рассказом и в зависимости от давления в системе. И это признак его нормальной работы. Так что это действительно гидродинамический шум, издаваемый насосом. Если его визг Вас раздражает, попробуйте поменять его пока не поздно на центробежный со встроенным эжектором. Ваш — маленький и почти плоский, центробежный со встроенным эжектором — «пузатый» и похож на конус или цилиндр. Вот он издает утробное низкое урчание, которое обычно не раздражает.
Всё именно так, как вы написали. Раз шум не является признаком неисправности — то проблем с этим нет. Сейчас посмотрел на сайте производителя, там прямо указано «Тип рабочего колеса – вихревое», правда мне до покупки эта характеристика ни о чём бы не сказала — старый насос (AUTO AJC-60C) был центробежный, тихий, думал они все такие 🙂 Большое спасибо за помощь.
Здравствуйте!
Вчера смонтировал насосную станцию , источник воды — емкость стоит чуть выше самой станции.
Насос без ГА, есть он конечно правда общий его объем 2 литра (берет около 1 литра жидкости согласно инструкции).
Насос включается сразу по каждому открыванию крана или другого «спускающего» элемента. К примеру , включается и выключается НЕСКОЛЬКО РАЗ пока я умываюсь 🙂
Собственно сам вопрос номер раз — как вы думаете насколько мне его хватит ? Ведь ему не в радость постоянно включаться и выключаться для подкачивания воды. И есть наверно определенное количество срабатываний для этого двигателя. Может есть устройства плавного включения двигателя, дополнительно?
И вопрос номер 2 — если стоит все-таки по тратится на ГА, для семьи из 3 человек, какой ГА самый подходящий по объему для продление жизни двигателя? Или все-таки дешевле менять двигатель периодически?
Спасибо заранее за Ваш ответ
Здравствуйте, Эрнес. Все зависит от того, как Вы будете пользоваться водой и есть ли тепловая защита на двигателе (обычно есть). Т.е. если Вы решите поливать огород в течении часа-двух, и насос будет работать в таком режиме, то сначала его «вырубит» тепловая защита. А после нескольких таких «поливов» движок может сгореть совсем, и здесь поможет только перемотка или замена «трупа».
Стоимость устройства плавного включения и выключения двигателя (инверторная автоматика) довольна высока (российские — от 4 тыс.руб, импортные — от 10 тыс.руб), поэтому все же лучше поставить ГА. Объем ГА подбирается не по количеству человек в семье, а по возможностям Вашего источника воды и Вашего кошелька. Минимальный объем 22-24 литра выбран производителями, исходя из времени его расходования 1-2 минуты, в это время насос не работает. Вообще, критично именно частое включение-выключение насоса из-за нагрева двигателя при пусках. Рекомендуемая частота — не чаще двух раз в минуту. Чем реже включается насос, тем дольше он проживет.
Ну, и последнее. Не знаю, какой у Вас насос, но, обычно, проще поменять насос вместе с двигателем, чем сам двигатель, есть там некоторые технические сложности. А ГА стоит от 700-800 рублей (движок от 1000-1200 руб). Так что вот, такой расклад.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, установлен насос alko 1000 inox, на входе в насос стоит картриджный грубый фильтр, обратный клапан на конце всасывающего шланга. Давление нужное набирает и держит. С помощью винта сбрасываю остатки воздуха в колбе, но после включения насоса уровень воды в фильтре падает примерно на 2/3 высоты и в таком режиме насос нагнетает давление, после выключения насоса столб воды в колбе фильтра поднимается до самого верха. Вопрос, такое поведение нормально, если нет, то куда копать и чем чревато это для насоса. Спасибо заране. С уважением, Рэнат.
Здравствуйте, Ренат. Как это ни удивительно, но все происходящее абсолютно нормально, если насос не срывает и в напорной линии не появляется воздуха. Вы наблюдаете действие разрежения, создаваемое насосом, т.е. по сути пространство между уровнем воды и верхом фильтра ничем не заполнено, там вакуум, за счет которого и поднимается вода к насосу. Как только насос останавливается, давление и на всасе, и на напоре выравнивается, свободное пространство исчезает.
Потёк сальник на насосе JEX 500 ,а вот разобрать вал,и добратся до сальника не могу,может подскажите как правильно это сделать!???
Женя, видимо, в Вашем насосе шпоночное соединение рабочего колеса (крыльчатки) с валом насоса. Попробуйте нагревать крыльчатку строительным феном, так она легче сходит со шпонки.
Здравствуйте!1)Уже не однократно писал Вам о перебоях в работе насоснай станции, где причиной являлся подсос возуха, дело в том, что так и не понятно было, где именно завоздушилась система, а точнее откуда подсасывался воздух, но проблема исчерпалась сама собой с приходом весны, то есть с повышением температуры, и теперь с крана с которого раньше сначало выстреливал воздух, идет вода как и должна, я абсолютно ничего не делал, может быть так, что с повышением температуры перестал подсасываться воздух, если да то каким образом? 2) И еще вопрос собираюсь уезжать на весь зимний период, хотелось бы знать заранее, как поступить с насосной станцией, которая находится в подвале, дом будет конечно отапливаться, но проживать там никто не будет, какие краны следует перекрыть на станции, до нее кран, после нее кран(непосредственно подача в дом),либо оба крана, и оставить гидробак полным, или же пустым, в трубах, что идут к смесителям оставить воду либо слить,опишите пожалуйста все действия.Спасибо!
Приветствую, Арсен.
1. С повышением температуры говорите?.. Самое простое и логичное объяснение этому: забилось, «засралось» грязью. Т.е. дырка была где-то в грунте, который оттаял, стал жидкой кашицей, и в результате подсоса прилип к трубе, закрыв собой дырочку. Хорошо, если это глина, тогда это надолго, возможно, навсегда. Если же это просто грязь, то когда она высохнет, все повторится.
2. Если Вы уверены, что температура в районе нахождения трубопроводов, насоса, гидробака не опуститься ниже +4 по Цельсию больше чем на несколько часов, тогда можно ничего не делать. В противном случае, лучше слить всю воду по максимуму, разобрав схему или сливая воду через дренажи, если они есть. Закрытием кранов Вы ничего не решите, мало того, если будут морозы первое, что порвется — это закрытые краны. При сливе воды не забудьте, открыть смесители, чтобы впустить воздух в систему, иначе вода не сольется.
Спаибо Вам за ответ!
Здравствуйте, Senovad.
Посоветуйте, пожалуйста, что делать. Весной купил вихревой насос Sprut QB 60. Установил в дачный колдец 4 метровую Ф32 трубу с фильтром и обратным клапаном, а сам насос устанавливал на колодец и через американку соединял с трубой. После полива, естественно, насос убирался, а труба оставалась в колодце. Пользовался(поливал) 4(четыре) раза. Проблем не было. И вот сегодня переставил насос на другое место в гараже дай думаю проверю что да как: буквально на секунду включил насос в розетку и УПС — а он не работает — только гудит(((( крильчатка не крутится, но двигатель гудит, проворачивается она с трудом. Что может быть? Насос практически абсолютно новый (работал 4 раза по 1 часу), заводился сразу же(залил воду, включил и поливал). Сам двигатель вряд ли мог выйти из строя, неужели заклинил(уже месяца 2 насосом не пользовался) сам качающий механизм? Насос на гарантии, но хотелось бы самому разобраться/вылечить — насос бережно хранился. С уважением, Иван.
Вопрос снят) чуть отпустил затяжку болтов и все заработало)
Приветствую, Иван.
Рад, что все разрешилось. Честно, ни за что бы не догадался, что Вы затяжкой креплений насоса изменили центровку насоса, да так, что вал стал с трудом проворачиваться. Буду иметь в виду. Спасибо, что отписались.
Приветствую. Или я что-то не правильно описал, или Вы не так поняли. Я затяжкой не изменял центровки насоса. Насос абсолютно новый, работал 4 раза по 1 часу. После четвертого раза он месяца 2 не эксплуатировался. Совершенно случайно я хотел проверить его и включил на секунду — в ответ насос гудит но не крутится сам механизм. Порылся в нете, почитал мануал и решил разобрать сам механизм, который собственно и качает воду. И как только я чуть ослабил три болта крепления крышки самого мезанизма насос сразу заработал. НУ раз уж начал — то разобрал его, прочистил(хотя грязи там не было) по сути вытер все насухо, обратно собрал — работает (тьху, тьху тьху) Возможно что-то попало внутрь и когда я ослабил то, что попало поменяло свое положение и крильчатка освободилась.
С уваженим, Иван.
Да, Иван, значит я не так Вас понял. Из-за малого зазора между крыльчаткой и «выступом давления» любой мусор, попавший туда может заклинить крыльчатку. Иногда крыльчатка застревает даже из-за небольшой коррозии внутри корпуса насоса. Это бывает.
Здравствуйте, Senovad.
Посоветуйте, пожалуйста, что делать. Проблема состоит в том, что видимо произошел перегрев насоса — JSWm 15MX (серия Насосы+). Случилось так, что только утром обнаружил работающий насос (наверное работал всю ночь) — автомат заклинило и он не смог отключить станцию. Насос был очень горящий. Открыв кран увидел, что вода течет почти черная, со взвесью какого-то мелкого черного мусора. Заменил автомат, включил насос — работает, но воды не качает. К чему готовиться ? И стоит ли вообще ремонтировать этот насос или сразу покупать новый ?
Здравствуйте, Сергей.
По-моему, проще купить новый насос. В результате перегрева насоса, скорее всего, «накрылись» внутренний эжектор (так называемая «трубка Вентури») и сальник вала. Замена и того, и другого может «влететь в копеечку», и это если Вы найдете мастерскую с имеющимися в наличие запчастями для этого насоса. Хотя, как пишут читатели, на Украине с этим почему-то полегче. Пример последствия сухого хода Вы можете посмотреть http://sansamuch.ru/wp-content/uploads/2013/05/vstroenniy-ejektor-syxoy-xod.jpg. А так встроенный эжектор должен выглядеть, когда он нормальный: http://sansamuch.ru/wp-content/uploads/2013/05/centrobejniy-nasos.jpg
Добрый день, купил werk jsw-6m, подскажите если на выходе перекрыть кран (или передавили шланг) что будет? он остановиться или будет работать, если работать ток как если вода стоит? (еще не подключал, хочу понять меры эксплуатации). Спасибо.
Здравствуйте, Дмитрий.
Встречный вопрос: Вы будете использовать только насос или насос в составе насосной станции? Если в составе насосной станции, то ничего страшного не произойдет — автоматика отключит насос, когда давление достигнет порога отключения или по какому-то другому признаку в зависимости от установленной автоматики.
Если Вы будете использовать только насос, например для полива, то тогда последствия будут зависеть от конструкции насоса, но он точно не остановится. Есть тепловая защита двигателя, но до того момента, как она сработает, если сработает, сам насос может выйти из строя.
К сожалению, в интернете я так и не нашел достоверного изображения указанного Вами насоса, поэтому не берусь уверенно говорить о его конструкции. Судя по техническим характеристикам (температура перекачиваемой жидкости не больше 40 градусов) без особых последствий насос сможет проработать на закрытый напор (выход) не больше 5-10 минут, если вода берется из подземных источников (холодная), и не больше 3-5 минут, если вода будет из бочек или пруда (комнатной температуры). После 20 минут такой эксплуатации могут произойти фатальные для насоса изменения, возможно, по-началу не заметные, но со временем при повторении «сухого хода» (а это именно он) будут быстро ухудшаться характеристики пока насос совсем не перестанет качать. При этом двигатель будет исправно крутиться.
А то, что вода остановиться при закрытии выхода — так вода же не камень, крыльчатка просто будет молотить внутри насоса, взбивая и нагревая воду пока не деформируются от нагрева внутренние пластиковые детали, крыльчатку заклинит, и двигатель остановится по перегрузке.
Здравствуйте! Имеется насос СВД-1000.Вечером после продолжительной работы и отключения,перестал работать! проверил клапана,всё нормально воду держат я грешу на крыльчатку может ей хана пришла!!!!
Приветствую, Денис.
Возможно виновата крыльчатка, хотя я в этом не уверен. Все зависит от того, как Вы использовали такой производительный насос, все-таки штатная производительность 80 л/мин. Если расход воды через насос был незначительным, тогда из-за недостаточного охлаждения мог накрыться встроенный эжектор, который и заблокировал крыльчатку.
Второй вариант — мог элементарно перегреться двигатель насоса. В этом случае его отключает, как правило, встроенное термореле. Это не так страшно, потому что охладившись двигатель должен снова заработать.
Проверить предположения можно попробовав запустить двигатель «насильно». Для этого нужно снять ограждение охлаждающей крыльчатки двигателя и 1) попробовать провернуть вал двигателя и насоса вручную, проверяя свободно ли вращается вал, если туго — значит есть деформации встроенного эжектора — и это ремонт или новый насос. 2) если вал вращается свободно, включить насос в розетку и крутануть вал вручную (осторожно!!! не пальцами, а отверткой или еще чем-нибудь подходящим). Если насос запустился, значит нужно менять пусковой конденсатор. Если насос не запустился, значит нет напряжения на обмотках (кстати, это можно и услышать), значит накрылось термореле, нужно его найти и заменить (или удалить из цепи, соединив напрямую).